«Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Зеренді ауылының Мәлік Ғабдуллин атындағы мектеп-гимназиясы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Школа - гимназия имени Малика Габдуллина села Зеренда отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Пиаже

26.07.2018

Пиаже, Жан

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стабильная версия была проверена 24 марта 2013. Имеются

непроверенные изменения в шаблонах или файлах.

 Перейти к: навигация,

поиск Жан Пиаже́

Jean Piaget

 

Дата рождения:            

19 августа 1896

Место рождения:        

Невшатель, Швейцария

Дата смерти:   

16 сентября 1980 (84 года)

Место смерти:               

Женева, Швейцария

Страна:              

 Швейцария

Научная сфера:              

психология

Место работы:              

Институт Руссо; Женевский университет; Лозаннский

университет; Сорбонна

Альма-матер: 

Невшательский университет

Известен как: 

создатель теории когнитивного развития

 

 

Жан Вильям Фриц Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget; 19

августа 1896, Невшатель, Швейцария — 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) —

швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей,

создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической

психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания —

генетическую эпистемологию.Содержание 

[убрать]

1 Биография

2 Научное наследие

2.1 Особенности психики ребёнка

2.2 Теория интеллекта

2.3 Стадии развития интеллекта

2.3.1 Сенсо-моторный интеллект (0—2 года)

2.3.2 Подготовка и организация конкретных операций (2—11

лет)

2.3.3 Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)

2.3.3.1 Подпериод конкретных операций (7—11 лет)

2.3.4 Формальные операции (11—15 лет)

2.4 Язык и мышление

3 Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии

4 Примечания

5 Литература

5.1 Работы Пиаже

5.2 О Пиаже

6 Ссылки

7 См. также

 

[править]

Биография

 

Жан Пиаже родился в городе Невшатель, столице

франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был

профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Свою долгую

научную карьеру Пиаже начал в возрасте десяти лет, когда опубликовал в 1907

небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал

более 60 книг и несколько сотен статей.

 

Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно

моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В

результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции

моллюсков в Женевском музее Натуральной истории. К 20 годам он стал признанным

малакологом.

 

Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил

степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время

учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться

психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

 

После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии

в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором

которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты

IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы

на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных

ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не

свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что

мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от

таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий

развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития,

проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже

возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.

 

В 1923 году Пиаже женился на Валентин Шатенау, которая была

его студенткой. Семейная пара имела трёх детей, которых Пиаже изучал с самого

детства. В 1929 году Пиаже принял приглашение занять пост директора

Международного бюро просвещения, во главе которого он оставался до 1968 года.

[править]

Научное наследие

[править]

Особенности психики ребёнка

 

В начальный период своей деятельности Пиаже описал

особенности представлений детей о мире:

неразделённость мира и собственного Я,

анимизм (вера в существование души и духов и в

одушевлённость всей природы),

артификализм (восприятие мира как созданного руками

человека).

 

Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма, под

которым понимал определённую позицию по отношению к окружающему миру,

преодолеваемую за счёт процесса социализации и влияющую на конструкции детской

логики: синкретизм (связывание всего со всем), невосприятие противоречий,

игнорирование общего при анализе частного, непонимание относительности

некоторых понятий. Все эти феномены находят наиболее яркое выражение в

эгоцентрической речи.

[править]

Теория интеллекта      Этот

раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.    

 

 

В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию интеллекта, в

котором видел результат интериоризации внешних действий.

[править]

Стадии развития интеллекта

Основная статья: Стадии развития интеллекта (Ж. Пиаже)

 

Пиаже выделял следующие стадии развития интеллекта.

[править]

Сенсо-моторный интеллект (0—2 года)

 

На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно

развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним

миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной

организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению.

На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не

действия с символами, представлениями во внутреннем плане.

[править]

Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет)

[править]

Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)

 

На стадии дооперациональных представлений совершается

переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям

с представлениями, а не с внешними объектами.

 

Эта стадия развития интеллекта характеризуется

доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом;

центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении

остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и

невниманием к её преобразованиям.

[править]

Подпериод конкретных операций (7—11 лет)

 

На стадии конкретных операций действия с представлениями

начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы

интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые

познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация),

благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами

и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии,

тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением

ассоциативных связей.

 

Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут

совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции

логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом

структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

[править]

Формальные операции (11—15 лет)

 

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных

операций (от 11 приблизительно до 15 лет), — способность иметь дело с

возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как

частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится

гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и

устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.)

между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все

переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все

возможные комбинации этих переменных.

[править]

Язык и мышление

 

Что касается соотношения языка и мышления в когнитивном

развитии, Пиаже полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку

структуры, которые характеризуют это последнее, уходят своими корнями в

действие и в сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность.

Но всё же очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем

более необходимым для завершения их обработки является язык. Следовательно,

язык — это необходимое, но не достаточное условие построения логических

операций»[1].

[править]

Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии

 

В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в

заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая

работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С.

Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших

психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. К

сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя

после ранней смерти Выготского[2].

 

Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов

проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже

рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения

процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи

видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие

рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта.

Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно

подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже. Критически

анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже,

отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной

критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший

уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования

(Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические

операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой

человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой

деятельности.

[править]

Примечания

↑ Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления //

Психолингвистика. — М., 1984. — С. 334—335.

↑ См.: Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. С.

Выготского на книги «Речь и мышление ребёнка» и «Суждение и рассуждение

ребёнка» // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.

Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М., 1981.

[править]

Литература

[править]

Работы Пиаже

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994. В том

числе:

Психология интеллекта.

Генезис числа у ребёнка.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.

Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. — М.,

1983. — С. 133—136.

Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления //

Психолингвистика. — М., 1984.

Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. —

160 с. — ISBN 5-318-00032-0 (а также: Вопросы философии. — 1993. — № 5).

Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. — М.: Академический

проект, 2006. — 480 с. — ISBN 5-8291-0739-2.

[править]

О Пиаже

Флейвелл Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже. — М.,

Просвещение. — 1967.

Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссия / Под ред. Л. Ф.

Обуховой и Г. В. Бурменской. — Изд. Академика, 2001. — ISBN 5-8297-0093-X

[править]

Ссылки

Сергей Степанов. Жан Пиаже

Пиаже Ж. Психология интеллекта. Перев. А. М. Пятигорского.

СПб., 2003. — 192 с. — ISBN 5-94723-096-8.

Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка

Психогенез знаний и его эпистемологическое значение

Жан Пиаже житель Невшателя Сайт поддерживается Институтом

психологии и педагогики университета Невшатель

Просмотров: 422

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст